Осетр 2012.

Река Осетр в верхнем течении. Маршрут: мост автотрассы М4 "Дон" - ж/д мост у платформы Дудино. 3 ходовых дня, ЧХВ = 16 ч. 10 мин, пройдено 57,8 км.

Судно: надувная байдарка "Waterfly", экипаж 2 человека. Сроки: 29 апреля - 1 мая. Уровень воды: высокий, но не пик паводка. По словам местных жителей в пик паводка уровень воды в Осетре был на 2,5 - 3 метра выше. Это правда. Об уровне воды в паводок можно судить по сухим водорослям, траве, бревнах и прочем мусоре, который висит на ветвях деревьев, растущих у берега как раз на высоте 2,5 - 3 метра.

Подъезды. От метро Красногвардейская автобусом на Венев до остановки за мостом через р. Осетр по трассе М4 "Дон". Время в пути 3 часа. Автобусы ходят приблизительно раз в полтора часа, (см. расписание).

Отъезды. На двух электричках: Дудино - Узуново и Узуново - Москва. Электропоезд Павелец - Узуново ходит 3 раза в день. Расписание на май 2012 года по станции Дудино до Узуново: 9:21 / 16:11 / 19:23.
Электричкой в 16:11 по приезду в Узуново можно попробывать быстро вписаться в скорый поезд Астрахань - Москва, который стоит на соседнем пути.

 

Верхний Осетр, маршрут, карта. Верхний Осетр, маршрут, спутниковый снимок.

1 день, 29 апреля 2012 г.

Стапель на правом берегу выше моста, где Осетр образует широкий плес. Здесь мы обнаружили, что лопасти весел не все одного диаметра, поэтому сразу же пришлось заняться ремонтными работами. Лопасть большую по диаметру прикрепили с помощью втулки из палки и скотча.

 

Стапель на правом берегу выше моста М4. Осетр между 1 и 2 порожками. 2-й порожек, 2-я ступень, которая пройдена на байдарке. Сломали весло при прохождении 2 порожка. Бетонные плиты под мостом.

Выход на сплав выше моста автотрассы М4 "Дон". Под мостом мелководный каменистый разлив с техногенным мусором посередине и растительностью по берегам, проводка. Далее плес, шли против ветра. Сразу за плесом начинается множество шивер, река течет в широких безлесных берегах. Первый порожек до карьера "Метростроевский прошли без просмотра. У начала карьера второй порог, его определили по шуму воды. Проводка мелководной первой ступени вдоль левого берега, далее сплав по нижней ступени. Здесь сломали другую лопасть весла, лопнула дюралевая труба. Поломку быстро устранили не вылезая из байдарки.

За карьером "Метростроевский" техногенное препятствие - бетонные плиты под мостом. Проводка. При большем уровне воды, на каяке или на разгруженной надувной байдарке препятствие проходимо. На всем участке от карьера "Метростроевский до моста у Хрусловки частые лесные завалы, большинство которых проходимы без обноса.

Итого на участке от начала сплава до моста у Хрусловки: два обноса завалов, две проводки на мелководье, один киль в завале, с последующей проводкой байдарки через завал, одно падение сухого дерева на байдарку между гребцами при прохождении завала, одна пробоина в дне байдарки.

Под мостом у Хрусловки каменистый перекат, сразу за ним технологическая чалка на правом берегу для ремонта байдарки и похода в магазин. Магазин на левом берегу реки, 300 метров по дороге.

От автомобильного моста у Хрусловки 15 мин ходу до ж/д моста, препятствия - завалы и мелководье. На километровом участке от ж/д моста до тракторного брода с перекатом два обноса завалов по левому берегу. Второй завал представляет собой монументальную бобровую плотину. Метод прохождения большинства завалов: просмотр с байдарки на малом ходу, далее проход под завалами, либо перетаскиванием байдарки по воде над ними. Ночевка на правом берегу в двух километрах выше слияния с рекой Веневкой.

Очень плохо с пресной чистой водой. Ключей нет, бутылированной воды в магазине практически тоже нет - взяли последний литр.
В результате чай пришлось заменить пивом и водкой. Также утром на пиве был приготовлен "роллтон".

ЧХВ = 5 часов. Пройдено = 12,4 км

ремонт байдарки за автомостом у Хрусловки. Перекат под автомостом у Хрусловки. Отремонтированное весло. Место ночевки 29.04.12. Трубы под мостом у с. Щучье.

 

Осетр с автомоста у с. Щучье. Среднерусские просторы, вид с моста у Щучьего.   Осетр между селами Щучье и Причаль. И лесные завалы в русле.

 

2 день, 30 апреля 2012 г.

До слияния с Веневкой два обноса завалов по правому берегу. После слияния завалы продолжаются, но все они проходятся без обносов и проводок, течение довольно быстрое.
У села Ключевое русло перегорожено камнями - старая мельничная плотина. По большой воде препятствие проходимо при осмотре с воды. Явно читающиеся русло вдоль правого берега, затем резкий поворот влево и полуметровый пологий слив. В сливе плохо читаемые обливаемые водой сваи.

У села Щучье мост с железными трубами. Прохождение слева по сложной "зет-образной" траектории. Далее многочисленные участки с ускорением течения и лесными завалами.

Причалили в Причальи. Осетр с пристани. Лестница из шпал ведет по крутому берегу в деревню. Но долгожданного магазина здесь нет, а мы так надеялись что он будет.

Организовали высадку в деревне Причаль с целью найти магазин. Полная разруха: ближайший магазин в 4-х километрах, злые собаки, которых специально отпускают хозяева за забор участка и которые набрасываются на приезжих и нехороший дед-шовинист в придачу ко всей этой картине. В общем провинция - тульская область.

Сразу за околицей Причали тракторный брод и перекат со сложной траекторией движения. Просмотр. Проход по левой трети струи.

Примерно в 1,5 - 2 км выше моста Новомогойры - Рогатово ключи по правому берегу. Магазин в Новомогойрах в 200 м слева от моста, ассортимент богатый.
Под мостом перекат, проход по основной струе. далее спокойный плес до моста трассы М6 "Каспий". От него 40 минут ходу до ночевки на правом берегу между деревнями Толстые и Курбатово.

ЧХВ = 8 ч. 20 мин. Пройдено = 34,2 км.

Первомайское утро, Биба... И Боба!

3 день, 1 мая 2012 г.

От ночевки 40 минут ходу до порога в деревне Курбатово. Чалка на правом берегу, просмотр. Обнос бетонного моста справа. Начало прохождение порога из улова правого берега за мостом. Проход между камнями первой гряды в правой части русла, далее в ворота в правой трети русла, затем уход по правой стороне под ветками дерева, далее прямо по струе до улова перед островом. Там торможение и уход в правую маломощную протоку, в обход основной, тк основная протока перегорожена упавшем деревом.

Далее до ж/д моста Павелец - Узуново участки с быстрым течением и несколько каменистых перекатов, которые проходятся без просмотра по основной струе.
Антистапель и сушка под ж/д мостом. От ж/д моста 700 метров до платформы Дунино. Магазин в 500 м восточнее ж/д переезда у детского садика.

ЧХВ = 2 ч. 50 мин. Пройдено = 11,2 км.

Порог в Курбатово, вид из улова перед островом... И с правого берега.

 

Курбатовский порог, начало.

Выводы и рекомендации.

Осетр в верхнем течении незаслуженно обходят вниманием многие любители сплава и это напрасно. Многочисленные препятствия, практически непрерывно следуют одно за другим: разнообразные перекаты, шиверы, порожки и лесные завалы, довольно часто с непростой траекторией движения не позволяют скучать или расслабиться на сплаве, порой обилие препятствий даже утомляет. Все это делает сплав очень насыщенным и спортивным. А порог у деревни Курбатово придает сплаву на байдарках элементы 2 кс. Поэтому Осетр в верхнем течении по праву может претендовать на звание одной из самых "крутых" речек подмосковья. Однако здесь есть существенные ньюансы.

Участок сплава: автомост М4 - автомост у Хрусловки целесообразно проходить только на надувных байдарках или каяках и только в высокую воду. В противном случае сплав здесь может превратиться в сплошную проводку, обнос и ремонт судна. Эти факты являются причиной того, что подавляющее большинство байдарочников сюда не идут. Практически полностью отсутствуют лоции. Тем не менее здесь находится треть препятствий верхнего течения Осетра. Река прорезает известняковый пласт и течет в крутых берегах. Много выходов известняка, как по берегам, так и в русле. На левом берегу находится вход в Бяковские каменоломни.

От автомоста у Хрусловки или ж/д моста Ожерелье - Венев традиционное начало сплава по Осетру в верхнем течении. Далее Осетр проходим в любой сезон и на любой байдарке, однако прохождение на каркасной байдарке большинства препятствий, описанных здесь потребуют обноса, или в крайнем случае проводки, что делает сплав не таким интересным.

Отсюда вывод: рекомендуем ходить этот участок Осетра по высокой воде и на надувных байдарках или каяках. Получите массу удовольствия. Для надувных байдарок берите полноценный ремнабор и побольше клея. Планируя маршрут закладывайте время на ремонтные работы. Удачи!

Платформа Дудино. И кругом разруха. Судя по новой трубе, эта халупа обитаема.

Посскриптум.

После прохождения этого маршрута у нас появилась идея пройти этот участок в пик половодья, когда уровень воды на 2 - 3 метра выше, чем был сейчас.

Фото - Геров Илья.

Текст - Геров Илья, Рыкалов Петр.

Верстка и размещение - Рыкалов Петр.

Hosted by uCoz